Как обучить ребенка английскому языку самостоятельно дома?

Как обучить ребенка английскому самостоятельно дома –  расскажем в нашей статье.

маленькие дети пишут на английскомДомашнее обучение уже не редкость в наши дни. Родители все чаще отказываются от школьного образования в пользу домашнего – нанимают детям репетиторов и сами подключаются к процессу обучения.

Ниже несколько рекомендаций родителям, которые решили самостоятельно обучать своего ребенка английскому языку.

Придется вас сразу расстроить: идеальных методик, которые бы подходили всем, не существует. Каждая методика подбирается, исходя из целей и задач учащегося или группы. Те методики, которые применяются для обучения взрослых студентов, далеко не всегда подходят детям. Сейчас многие языковые школы разрабатывают собственные методики, анонсируя их как уникальные. Проверить, насколько заявленные методики функциональны и уникальны, можно, лишь поучившись в этих школах. Так или иначе, все методики должны опираться на базовые принципы обучения. Ниже мы раскроем некоторые из них, чтобы вам было легче сделать обучение своих детей более эффективным и системным.

Мотивация является одним из главных компонентов процесса обучения детей. Для взрослых студентов мотивация не менее важна, но они в состоянии поддерживать ее самостоятельно, а вот ребенок пока не может себя мотивировать. В этом заключается задача педагога и родителей. Преподаватель должен постоянно поддерживать интерес ребенка к освоению речевых навыков, таких как говорение, восприятие речи на слух, письмо и чтение. Это означает, что процесс обучения необходимо сделать увлекательным, заразительным, наглядным, познавательным. Для этого применяются различные игры, дополнительный материал, отражающий интересы ребенка. Материалы можно искать на специализированных ресурсах, о чем обязательно поговорим. Разумеется, все должно быть в рамках разумного. Не нужно из каждого урока делать фееричный перформанс, иначе учитель, или родитель, быстро потеряет здоровье и душевные силы. Однако необходимо всегда следить за тем, чтобы уроки не вызывали у ребенка отторжение и сильную усталость. Иначе можно выработать у него стойкое отвращение к языкам на многие годы. Вам это нужно?

Знаете, что больше всего мотивирует ребенка? Ваша собственная заинтересованность в том, чему вы его учите. Если он видит, что вы получаете удовольствие от того, чем занимаетесь вместе с ним, он заражается вашим интересом. Дети – самые заводные существа на свете: их очень легко заинтересовать, но для этого ваша собственная мотивация должна быть неподдельной. Ваш интерес может строиться на том, что вы тоже познаете что-то новое в процессе обучения ребенка. Вы изучаете новые материалы, новые упражнения, новые учебники и книги. Да и наверняка, вы будете постоянно улучшать собственные речевые навыки. Получайте удовольствие от процесса обучения и совместного времяпрепровождения со своим ребенком. Это будет самой лучшей мотивацией для сына или дочери.

Еще один важный принцип обучения – системность и последовательность. Учителю необходимо планировать обучающий процесс, принимая во внимание, что все речевые навыки между собой взаимосвязаны (восприятие на слух, говорение, чтение и письмо). Нельзя все время только читать книги на английском, думая, что этого достаточно, чтобы ребенок заговорил. Ребенок должен уметь понимать иностранную речь на слух, самостоятельно строить предложения, опираясь на известные ему грамматические структуры и используя словарный запас, уметь писать. Иначе у него будут серьезные пробелы в знаниях, мешающие ему полноценно общаться на изучаемом языке.

При обучении должны соблюдаться стадии формирования навыков и развития умений, поэтому все упражнения необходимо строить в соответствии с ними. На первой стадии происходит стимулирование учебной деятельности, на второй – при помощи упражнений происходит формирование навыков и умений, третья стадия предполагает практику в условиях, приближенных к реальным. Говоря простыми словами, если вы погрузили ребенка в новый для него материал, не требуйте от него моментального запоминания и идеального исполнения. Вы должны пройти с ним определенные этапы, проявляя терпение, чтобы изучаемый материал закрепился сначала в пассивной памяти, а потом перешел в активную.  Это произойдет только после того, как вы многократно используете материал в различных речевых ситуациях.

Необходимо понимать, что к пройденному материалу необходимо периодически возвращаться и вспоминать его, поскольку процесс обучения и запоминания имеет цикличный характер. Это не значит, что нужно возвращаться к одним и тем же упражнениям до тошноты. Вы можете подойти к урокам творчески и создавать новые речевые ситуации для отработки одного и того же языкового материала. Например, вы научили ребенка говорить о своих хобби. Через какое-то время можно вернуться к этой теме, только на этот раз пусть ребенок послушает, как его сверстники из других стран рассказывают о своих хобби, а потом вы сможете обсудить вместе, насколько похожи увлечения в разных странах, какие новые виды хобби он узнал, что его больше всего заинтересовало. Ниже подходящий мультик с субтитрами и возможностью для ребенка самому озвучить роли.

Тут, наверняка, возникнет логичный вопрос, где брать интересные материалы для обучения и как разнообразить урок. На самом деле, ресурсов сейчас более, чем достаточно. Главное, не потеряться во всем этом многообразии. Об этом мы и поговорим в следующей статье. А пока продолжим говорить о принципах.

В рамках указанного выше принципа важно также помнить, что в процессе обучения необходимо двигаться от простого к сложному, а сам процесс должен быть поступательным, регулярным и последовательным. Нет особого прока, если вы две недели интенсивно и с энтузиазмом занимаетесь с ребенком, а потом вдруг устали, погрузились в депрессию или времени совсем нет. Позже вам придется потратить намного больше усилий, чтобы снова настроить ребенка на изучение языка, вспомнить все пройденное и двигаться вперед. Гораздо эффективнее пользоваться любой ситуацией для того, чтобы тренировать речевые навыки ребенка. Если совсем нет времени для полноценного урока, пообщайтесь на английском, когда едете в машине, идете по улице, делаете покупки в магазине. Поболтайте на интересные темы, обсудите школьные новости на английском. Даже если вы поехали в поход в глушь лесную, у вас всегда есть возможность практиковать иностранный язык. Разговаривайте о смене погоды, о новых впечатлениях, о животных, которых встречаете на пути, о красоте природы, делитесь друг с другом эмоциями и чувствами от того, что видите вокруг. Родители могут заранее подготовиться к урокам на природе – найти для этого подходящий словарный материал: распечатать слова, обозначающие разные виды деревьев, животных, насекомых, походный инвентарь, найти рассказы о природе на иностранном языке и т.д.

Обучение иностранному языку должно иметь коммуникативную направленность. Это означает, что практика основных речевых навыков должна происходить на основе коммуникативных ситуаций, приближенных к реальности. Для практики чтения используются аутентичные (оригинальные) статьи из газет, журналов, художественные книги, в том числе сказки, авторы которых являются носителями языка. Для практики говорения используются диалоги, приближенные к реальным, где используются слова и устойчивые словосочетания, сленг и сокращения современного иностранного языка. Отсюда вытекает еще один важный принцип.

Функциональность тоже играет значимую роль в обучении иностранным языкам. Необходимо подбирать такой материал для обучения, в котором смысл и содержание превалируют над формой – над грамматическими и синтаксическими структурами. Например, ученику, прежде всего, ставится задача уметь донести на иностранном языке определенную мысль или состояние: научиться выражать восхищение, сомнение, уметь убеждать на иностранном языке, объяснять что-либо (например, как пройти к магазину игрушек), сообщать (время) и т.д. А под эти задачи уже подбирается языковой материал – грамматические структуры, лексические единицы и т.д. Возможно, вы помните как в школьные годы учитель сообщал в начале урока: «Сегодня тема нашего урока Present Perfect Tense». Ну о какой мотивации тут может идти речь? Все сидят с кислыми лицами и уже приготовились ничего не понимать. Гораздо естественнее, если например, вы обсуждаете тему путешествий, учитесь говорить о том, где вы побывали, а где еще нет, как это здорово ездить по разным странам и набираться новых впечатлений. Вы предлагаете ребенку посмотреть мультфильм на эту тему. А герой мультика произносит фразы с использованием Present Perfect. И чтобы понять, что же сказал герой, вы разбираете значение этого грамматического времени и как оно образуется. А вот и мультик для иллюстрации.

Использование мультфильмов, кинофильмов, песен, видеоклипов, телепередач, оригинальных книг в обучении отражает принцип наглядности. Чем увлекательнее обучающие материалы, чем больше они мотивируют ребенка, погружая его в иноязычную среду, тем успешнее процесс обучения. О том, как применять видеоматериалы в изучении иностранных языков, вы можете узнать тут.

Овладение устной речью через общение является одной из первостепенных задач в обучении иностранному языку. И этот логично – ведь язык нам нужен прежде всего для взаимодействия, для коммуникации друг с другом. Нередко бывает так, что у человека имеется большой словарный запас, он много читает и понимает на иностранном языке, а говорить не может – не умеет оформлять свою мысль на изучаемом языке, не может правильно строить предложения или произнести связную речь. А все потому, что у него не развиты соответствующие навыки. Поэтому очень важно постоянно приглашать ребенка к разговору. Слово «приглашать» в данном контексте не случайно. Процесс обучения продуктивнее тогда, когда учитель говорит мало, а ученик много. Вы как учитель мотивируете ученика говорить, приглашаете его к монологу или к диалогу, в котором его роль ключевая. Вы помогаете ребенку довести его речевые навыки и умения до автоматизма.

В настоящее время самой современной и передовой методикой обучения иностранным языкам считается коммуникативная методика (communicative language teaching). Обучение строится на базе различных коммуникативных ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Если совсем просто о данном подходе, то человека учат не просто говорить на иностранном языке, а думать на нем. Использование родного языка в обучении сводится к минимуму, так же как объяснение теоретических моментов. Больше всего внимания уделяется живому общению, разговорной речи. Процесс обучения при этом должен быть максимально интересным, захватывающим. Темы подбираются с учетом возраста, увлечений обучающегося. Тогда предлагаемый материал надолго остается в его памяти. Данная методика больше нацелена на практические задачи – общение через диалоги, обсуждения, игры, проекты, которые предполагают использование неограниченного количества самых разнообразных аутентичных материалов.

На наш взгляд, целесообразнее использовать смешанные методы в обучении. Грамматика не менее важна, и необходимо прибегать к русскому языку для ее объяснения, особенно на начальных этапах. То же касается презентации новых слов. Можно объяснять их значения на иностранном языке, но лучше это делать на более поздних этапах обучения, когда ученик накопил уже достаточно большой словарный запас.

Если целью является глубокое изучение языка с последующим поступлением в специализированный ВУЗ, либо планируется обучение за границей, одним коммуникативным методом не обойтись. На специальных курсах или с помощью частного преподавателя можно подготовиться к сдаче международных языковых экзаменов (CAE, CPE, IELTS, TOEFL), которые требуются для обучения или работы за рубежом.

Давайте резюмируем все вышесказанное.

Если вы хотите обучить ребенка иностранному языку самостоятельно дома, то прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  1. Возьмите за основу один из современных учебников, который соответствует возрасту вашего ребенка и двигайтесь по нему. Все учебники так или иначе основаны на базовых принципах обучения. Большинство учебников придерживаются коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам.
  2. Подкрепляйте и поддерживайте интерес ребенка к иностранному языку, особенно своим примером. В дополнение к основному учебнику пользуйтесь различными аутентичными материалами, которые будут соответствовать возрасту вашего ребенка, его уровню знаний, его интересам и увлечениям.
  3. Как можно чаще приглашайте ребенка к диалогу на иностранном языке, играйте с ним в обучающие и развивающие игры на иностранном языке. Пользуйтесь для этого любой возможной ситуацией. Конечная цель – чтобы ваш ребенок научился думать на иностранном языке, не прибегая к родному.
  4. Старайтесь сделать процесс обучения последовательным, поступательным и системным. Двигайтесь от простого к сложному, развивая все навыки во взаимосвязи (говорение, чтение, письмо, восприятие на слух), уделяя достаточное внимание каждому навыку. Ориентиром в этом направлении вам послужит выбранный за основу учебник. Не перескакивайте главы и разделы, которые кажутся вам ненужными. Положитесь на составителей учебников, они все же профессионалы. Периодически повторяйте пройденный материал, используя разные речевые ситуации.
  5. Помните о том, что грамматические правила не являются целью обучения. Прежде всего, вашему ребенку нужно научиться выражать себя с помощью языка, доносить свои мысли и чувства, учиться общаться на иностранном языке, а грамматика лишь инструмент для достижения цели. Однако недооценивать значение грамматики не стоит. Особенно на начальных этапах уместно объяснять грамматические правила на простом и доступном русском языке. Во всем нужна целесообразность.
  6. Не нагружайте своего ребенка слишком сильно, не переутомляйте его. Лучше короткие, но регулярные занятия, чем длинные и бессистемные.
  7. Если в какой-то момент поймете, что ваших знаний и навыков не хватает, отдайте ребенка на курсы или наймите профессионала. А вы сможете выполнять роль вдохновителя и главного мотиватора в обучающем процессе. Сейчас многие преподаватели дают уроки онлайн по Skype. Такие уроки дешевле очных, но не менее эффективны. Преподаватель и ученик видят и слышат друг друга, могут легко обмениваться обучающими материалами, при этом никто не тратит времени на дорогу, каждый находится в комфортных для него условиях. Препятствием может служить только нестабильный интернет.
  8. Успехов!

В следующей статье поговорим о том, какие дополнительные материалы лучше использовать для обучения детей и где их брать.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.